Объем 652 страницы
2018 год
Гранд-отель «Европа»
О книге
Грандиозный роман с откровенной любовной историей о стареющем континенте – Европе, варварском туризме, поиске шедевра Караваджо и писательстве.
Расставшись с любимой женщиной, писатель Илья Леонард Пфейффер приезжает в легендарный гранд-отель «Европа», который всегда давал гостям возможность проникнуться атмосферой старого континента. Он хочет воссоздать роман об утраченной любви. Но что-то идет не так. Новый владелец отеля – предприимчивый китаец – меняет «Европу» буквально на глазах.
Писатель с отвращением смотрит на толпы окружающих его туристов. Бесцеремонные и недалекие, они наматывают километры по модным маршрутам ради очередного селфи, совсем не разбираясь в искусстве и истории.
Избранница Пфейффера Клио – полная им противоположность. Искусствовед, посвятившая многие годы творчеству Караваджо, она умна, темпераментна и желанна. Еще недавно они придумали непростую «игру» и отправились на поиски последней картины художника. Но отношения, увы, закончились, и теперь их разделяют тысячи километров.
Сейчас Европа живет прошлым. Пфейффер язвительно замечает в ней все новые перемены, отказываясь признавать, что и сам недалеко ушел от типичных ее представителей, и с осторожностью размышляя о будущем.
Для кого эта книга
Для тех, кто любит истории в духе «Отель „Гранд Будапешт“».
Для тех, кому понравилась детективная линия «Код да Винчи» Дэна Брауна.
Для читателей романов, без которых невозможно представить современную литературу – от «Дома, в котором» до «Щегла» – а также книг, заметная роль в которых отводится писателям.
Для тех, кто захочет путешествовать по Италии вслед за главным героем, наблюдая, как старый континент заполняют толпы туристов.
Для тех, кому понравился фильм Паоло Соррентино «Великая красота».
На русском языке публикуется впервые.
Илья Леонард Пфейффер /1968г/ - голландский поэт, писатель, полемист.
"Гранд-отель "Европа" - впервые издан в 2018 году.
Влипла в текст, как муха в паутину: какую нить не потяни, запутаешься ещё сильнее. Любопытный ход - написать роман о самом себе, обставить всё так, чтоб читатель никогда не узнал, где правда, а где вымысел, всё принял за чистую монету: восхищался, умилялся, возмущался, сопереживал...
Барочный текст - вычурный, напыщенный, весь в детальках и завитушках, поклонах и реверансах. Хотя могло ли быть иначе? Если место действия Италия, более того самый законсервированный город - Венеция? Если возлюбленная - искусствовед, более того специалист по Караваджо? Если автор/главный герой живёт в отеле, который погрузился в безвременье, более того Илья Леонард Пфейффер только и делает, что пытается увернуться от современности?
Несколько слов о барокко из Википедии: "Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, обостренная чувственность, стремление к величию образов и пышности форм, к совмещению реальности и иллюзии" - именно так я вижу этот роман.
Если подробнее о сюжете, то в романе три основных линии.
Во-первых, жизнь Гранд-отеля, старая и новая. Главная особенность этой линии - герметичность: попадая в отель, герои словно теряют связь с внешним миром. Всё происходящее в Гранд-отеле "Европа" останется в Гранд-отеле "Европа". Постояльцы великолепны!
Во-вторых, писатель и его роман, в прямом и переносном смысле. Главный герой пишет роман, чтобы переосмыслить свой роман с женщиной, в которую влюблён и любит. Эта линия добавляет остроты, пикантности в повествование.
В-третьих, массовый туризм - тренд современности. И эта линия неожиданно стала для меня самой интересной, потому что подана под другим углом зрения - туризм зло.
Есть, конечно, мысль, что автор не случайно акцентирует внимание исключительно на негативной стороне глобального туризма: возможно, это его способ противостоять современности, настоящему, от которого он шарахается, как от огня. Его собственная привязанность к прошлому и желание сохранить аутентичность, в поисках которой носятся по свету оголтелые путешественники, определяют предвзятое отношение.
В конце концов эти линии сойдутся-таки в настоящем - точке пересечения прошлого и будущего.
«Волшебная гора» — двух слов на обложке книги было достаточно, чтобы я взяла эту новинку МИФ.Проза на стенде издательства на ММКЯ.
Здесь и размышления о судьбе континента, и зарисовки Венеции, и традиции Пакистана, и история Македонии. Нон-фикшн-заметки о феномене массового туризма и о погоне за аутентичностью. Исследования европейской идентичности и культа минувших времен. Современные выставки, музейный кризис и истории о том, как произведения искусства приносятся в жертву прибыли, а туризм разрушает то, что его порождает: как после съемок «Пляжа» с Ди Каприо туристы (по пять тысяч в день) «убили» райскую бухту или как дыхание шести миллионов посетителей в год вредит фрескам Микеланджело в Сикстинской капелле (месте для обдумывания и уединения, предназначенном для встреч кардиналов раз в двадцать-тридцать лет).
Сначала оговорка - я не могу определиться с оценкой, поэтому балансирую в промежутке между 4,5 и 5.
Сначала видела несколько отзывов разного плана: видео на ютубе, пост в инстаграм, рецензии здесь. Из всех подчерпнула граммы информации о темах, затронутых и раскрытых автором. Решилась читать и НЕ ЗРЯ!
Илья Леонард Пфейффер приезжает в гранд-отель "Европа", чтобы найти ответы. Вот вам, друзья, вся завязка, дальше которой хочется пожелать прочесть историю самостоятельно.
а это для тех, кто уже прочитал
Вот вы знаете, я очень люблю разговоры о серьезном. Понимаю, что кому-то они кажутся излишне абстрактными и оторванными от реальности, а потому бессмысленными, но ничего не могу поделать. Только-только у нас закончился в университете курс "Ценностное измерение глобализационных процессов", и эта книга оказалась очень кстати с ним связана. Пфейффер очень много внимания уделил миграционным процессам, положениям мигрантов в принимающих странах (чисто европейских, конечно), массовому туризму, и, как основное блюдо, - закат Европы. В стремительно глобализирующемся мире нет места европейской идентичности прочно завязанной на истории прошлого. И получается, что некогда великие страны, колыбели цивилизации превращаются в рекреационные зоны, "живые" памятники или просто напросто прошлое, обслуживать которое у настоящего нет денег.
Сюжетная линия про Илью и Клио, это, конечно, некоторая сумасшедшинка с печалью. Их беседы об искусстве, поиски картины Караваджо меня покорили. Искренне захотелось погрузиться в изучение отдельных личностей или целого пласта творцов какой-нибудь эпохи для расширения кругозора и простого удовольствия от соприкосновения с прекрасным.
А вот часть, посвященная отелю - отдельный приинтереснейший момент. Философские измышления о стареющей нации, размывании привычных для застывших во времени европейцев вещей. Китай, Индия, Япония, Корея, Америка и ... ну уж точно обогнали этот великовозрастный континент в различных сферах: и наука, и экономика, и производство, и продолжаем... Что им остается? Это тоже печаль помноженная на невыносимую боль от неучтивых туристов, отравляющих жизнь обычным жителям этих "туристических местечек". Наверное, на наших российских курортах в летний сезон местные чувствуют подобное. Мне еще многое хотелось бы сказать, но чувствую, что моих способностей выражать еще недостаточно. Одно то, что историю Абдулы можно рассказать текстами Вергилия, чего стоит.
Наверное, любопытнейшая штука - это повествование от лица самого Ильи Леонарда Пфейффера. Вот и как быть, если вымысел и реальность (даже вписанная в художественное произведение) переплетены и неотделимы друг от друга.
Буквально на днях приобрел и начал читать долгожданную новинку от издательства МИФ. Неспешное повествование, прекрасный слог, если бы не одно но..в романе очень много слишком откровенных сцен, зачастую совсем не к месту, что значительно подпортило впечатление от прочитанного.
Оставьте отзыв
Теперь, когда мы вырастили поколение наших детей с мыслью о том, что жизнь – это конкуренция, где победители одерживают победу за счет проигравших, а успех – это выбор, не подразумевающий жалости к тем, кто не захотел добиваться успеха, не стоит удивляться, что эмпатия стала раритетом.
Отзывы
18