ВНИМАНИЕ, МОГУТ БЫТЬ СПЛОЙЕРЫ!
Дима, здравствуй.
Этот текст совсем НЕ преследует целей как то принизить твой труд, сказать, что он какой-то не такой и пр. Ни в коем случае. Это мысли читателя, причем, (здесь я немного поборзею) честного, благодарного, добросовестного читателя, который отнесся к прочтению твоего труда так же (будем надеяться, что не менее) серьезно, как ты отнесся к его созданию. Читатель, который читал (ну, пусть не читал, а слушал Олега), вдумывался, представлял изложенное, анализировал, сопоставлял и пытался увидеть всю картину в целом. И, быть может, даже суть книги.
Читатель, который потратил немало времени на книгу и остался ею доволен, ибо получил массу впечатлений, представлений, море мыслей и желание порассуждать после.
Недостатки, что описаны ниже – это, возможно, и не недостатки. Это то, чего мне НЕ ХВАТИЛО в книге. Не более того.
1. Общее впечатление
Оно хорошее. Чувствуется, что ты старался.
Персонажи – самобытны, ярки, непредсказуемы, оригинальны.
Описания – подробны и объёмны.
Мне не попадалось подобных книг, хотя и прочитал их не одну сотню.
Это смелая, отчаянная попытка увязать в один клубок несколько жанров: постапокалипсис, тёмное фентези, сказки, былины.
А до чего же забавны присказки Годогоста и Мала. Мне очень это зашло.
Скажу честно, эта книга не из тех, которые мне хотелось бы переслушивать вновь и вновь. Вообще, в мире очень мало книг, которые хочется переслушивать. В данном же случае, это совсем не потому, что книга – плохая. Нет, книга хорошая, но есть причины, которые опишу ниже. И повторяю, эта одноразовость только для меня, (и ТОЛЬКО меня) совсем не в том, что книга написана плохо. Нет.
Надеюсь, у меня получится объяснить и, быть может, ты что-то из этого заметишь и используешь в своих последующих произведениях.
2. Экскурсы
В них нет ничего плохого, но в аудиоверсии они чувствуются, воспринимаются иначе.
Например, я прослушал первую часть, которая завершается восклицанием Годогоста, что он таки вернется домой. А вторая часть начинается с того, что Илью выпустили из … карцера. Я сперва подумал, что Илью опять когда-то повязали и вернули в интернат, что это – какая то другая часть, и я что-то пропустил.
Или еще. Илья и Ясмина прижимаются к друг другу и им обоим приятно. Но что они вспоминают при этом? Илья вспоминает Сабину, а Ясмина – своего мерзавца-дядю. Так не должно быть, ситуация одна – она приятная, а воспоминания, переходящие в экскурс – полный отстой? Экскурсы не простое дело, сложно ими попасть точно в ситуацию, зацепиться за последнюю. Но ладно, что есть, то – есть.
3. Возраст аудитории. Аннотация может сбить с толку, по крайней мере, меня.
Дима, аннотация очень много значит. Я с детства всегда, внимательно прохожу аннотацию, и даже визуализирую ее. В ней упоминаются былинные герои. В детстве много о них читал: Муромец, Добрыня, Попович, Коловрят, Микула, Пересвет и др.
Эти богатыри – завсегдатаи именно сказок (сказаний) для детей. И упоминание в аннотации об этих богатырях может навести на мысль, что книга подходит и детям. Но книга никак не подходит детям, с описания первого эпизода с Сабиной всё понятно. У многих читателей это может вызвать раздражение.
На мой взгляд, аннотацию можно написать более «взросло» что ли, или указать, что возраст читателей не менее 18+.
4. Баланс чернухи
Поясню контекст, здесь, чернуха – набор описаний насилия разных видов, крови и пр.
На мой взгляд, баланс чернухи нарушен. Её слишком много.
Кто-то может сказать: «Ну чего ты зудишь?! Автор именно так видит свои миры, и никак больше! Ты что думаешь, в постапе будут по воздуху летать воздушные мутировавшие зефирки, петь веселые добрые песенки?!»
Разумеется, не думаю. Все описанное вполне возможно, но обилие чернухи не делает выдуманные миры оригинальнее, не делают ярче. То, как кого-то рвут, едят, убивают и насилуют, очень может быть, что многим это и интересно, НО, это не расширяет аудиторию читателей. Наоборот.
Вот хороший пример.
Мне запомнилась книга «Робинзон Крузо». Там есть эпизод, когда Крузо с Пятницей принимают решение зачистить пир людоедов на своем острове. Они проворачивают это дело (у них много огнестрельного оружия). Компаньоны нападают неожиданно, убивают пару десятков туземцев, раненых – добивают. Дело кровавое, но у Даниэля Дефо получилось описать это настолько… даже не знаю, как сказать. Это выглядело и жестоко и, тем не менее, это можно было читать даже детям. Помню, нам в школе зачитали именно этот отрывок. Да, представь, мы в школе, на внеклассном чтении, проходили «Робинзона Крузо» и нам зачитывали именно эпизод с зачисткой людоедов и освобождением двух пленных, которых должны были съесть.
Чернуха, это дело такое. Разумеется, она должна быть в остросюжетных книгах, но в балансе, не вызывать усталость и отторжение. У меня была легкая усталость, и возможно, у немалого количества читателей – тоже.
5. Мне не хватило просто людей.
Люди, самые обычные нормальные люди. Я устал от их отсутствия. Монстры в интернате, монстры в болоте, монстры в поле, монстры в реке, огромные насекомые, и снова монстры.
Было чудесное сюжетное вкрапление с Сыроземской крепостью, ну просто улетное. Я тебе отчитаю еще ниже за этот эпизод! Я все ждал, появятся ли еще люди, которые помогут, которые разделят с ними еду, просто поговорят с ГГ. Ведь три мира! Целых три мира! И никого… Учитель Ильи, тетушка Ясмины, стражники, показанные совсем немного. И всё?! Где все?!
6. Баланс Тёмной Стороны.
На мой взгляд и он здесь нарушен.
Мне не хватило могущественного протагониста, хотя бы одного. Он вполне может быть и НЕ ДОБРЫМ. Акамир – не в счет, он далеко и по нему еще проедусь ниже, эпистолярным бульдозером.
Могущественный нейтрал, который послужил бы в книге косвенным противовесом Креславу. Существо, персонаж, равное по силе антагонисту Кощею, которое помогло бы главным героям, не выступая против некроманта открыто. Чем угодно: силой, оружием, советом, вещами, зельями, знаниями.
Эпизод с Ягой по-своему интересен, но он до безобразия расточительный на мой взгляд. По идее-то, скормить Ясмине можно было ЛЮБУЮ ведьму, у которой просто поехала крыша от постоянных воскрешений, от синдрома Семецкого. А Ягу можно было бы оставить на другой эпизод, параллельно с «семецкой» ведьмой, именно, как протагониста, добавив ей от Автора десяток-другой оригинальных сюжетных ништячков. Эх…
Свирепые степняки, поднятые мертвецы на каждом шагу. Слишком много Тёмной Силы. Ну, слишком! Можно меньше, это не сделает книгу менее остросюжетной!
Вот, например, инфекция от укуса восставших покойных. У тебя она описана страшно, и представить, как она может охватить весь город, совсем несложно. Креслав мог бы просто напускать на города полчища восставших дохлых крыс, которые кусали бы людей и вуаля, через сутки в городе сплошные зомби.
Инфекция – это сюжетно-смысловая палка о двух концах, с ней надо очень аккуратно. Она, логически, ведет к быстрому вымиранию мира, например, ни что не мешает степнякам покрывать наконечники стрел сукровицей ходячих мертвецов, что будет провоцировать ад в стиле «Обитель дьявола». Забрасывать в крепости тех же ходячих мертвых с помощью катапульт и пр.
Годогост просто НИЧЕГО не успел бы – инфекция всех сожрёт.
Слушая книгу, постоянно ощущаешь чрезмерное нагнетание Темной Силы. А в конце – охреневаешь с Ясмины. Да-а-а-а, понятно, злобная сила дохлой ведьмы и все такое.
Но дело в другом. Темная Сила сжирает саму Ясмину, безвозвратно. Предположу, что в следующей книге, быть может, Ясмина как-то освободится от этой силы, навсегда уложит ведьму с синдромом Семецкого в землю, но вот для меня она уже никогда не будет той доброй, светлой девочкой Ясминой, которая несмотря на изобилие уродов в ее мире, осталась все же доброй и светлой. К сожалению.
Она скормила двух спящих беспомощных человекообразных уродов псам, живьем. И дело не в том, что пилигримы – звери или хуже зверей. Дело в том, что Ясмина становится таким же зверем. Вожак ведь сказал ей: «Я уважаю силу.» На что Ясмина могла бы ему ответить: «Уходи прочь и шавок своих забери, иначе я тебе сейчас сердце вырву, выжму его, как мочалку и заставлю его съесть!..» И собаки бы ушли.
Но нет, Ясмина, похоже, вошла во вкус…
В общем, я устал от Темной Силы, которой в книге, как витаминов – в айве.
А зомби? Это все-таки пусть бывшие, но люди. Всегда считал, что ненавидеть их не за что. Это несчастные люди, которым не повезло.
А ближе к концу книги есть эпизод, где Ясмина называет поднятую женщину «чучелом» и провоцирует поножовщину.
Это чисто моё субъективное мнение насчет зомби, дидфриков и пр. Сколько фильмов смотрел, сколько видеоигр проходил с зомби, но никогда они, зомби, не вызывали у меня ненависти. Сочувствие, страх – да; желание прекратить их мучения выстрелами в голову (в видеоиграх) – да; желание удрать от них (в видеоиграх) – да. Но не больше.
В общем, сильно разочаровала меня Ясмина. Будем считать, что так и задумано автором. Но предупреждаю, Дима: увлечешься Темной Стороной, позитивная концовка в конце второй книги будет выглядеть неправдоподобной и натянутой, как кожа барабана.
7. Камни в моей косилке визуализации
С интересом слушаю начало книги, Илья спрыгивает с забора. Молодой, почти мальчик, ему больно, но он не плачет.
И вот он уже вскрывает брюхо огромной лягухе. Неудавшаяся царевна изготовилась к прыжку, а парень… бросается к ней (т.е., уменьшает дистанцию до нее на расстояние руки), и режет ножом? Не смог представить.
А вот Илья вгонят нож, по самую рукоятку в грудь пилигрима. Метнув его? Почти мальчик? Не смог представить. Нож и рукой в грудь по самую рукоятку сложно вогнать.
А вот Илья смело бросается с мечом на богомола…
А вот Илья бьет ногой в грудь стражнику, выводя его из равновесия, взрослого мужика в Сыроземской крепости.
Ладно, если бы Илья был дружинником, годик активных тренировок в стилях ММА, или кто-нибудь плотно учил бы его в интернате самообороне, парочку лет. Но он же на свинарнике работал. Мне довелось поработать на свинарнике, первые полгода в учебке, в нарядах, в армии. Не располагает это к увеличению физической силы. А вот если бы он, как Волкодав, тяжелый водяной ворот десять лет крутил, или руками несколько лет подряд спицы складных куполов натягивал, или тапочки шил. ;-)
В настоящем смертельном бою или чтобы вывести из строя вооруженного противника, одной отваги и силы мало. Нужны умения.
Годогост. Его рост. Как понимаю, это не карлик, раса такая, т.е., его ноги – не деформрованы от завязавшегося узлом гипофиса.
Годогост – физически полноценный человек, из полуросликовой (третьеросликовой) расы. Мне запомнилось описание, что маг был немногим выше полуметрового карлика, которого до смерти забили в интернате. Если карлик в интернате ну хотя бы 60 см, то Годогост, получается, ну, 80-90 см? Ой мамочки…
Пытаюсь представить его во всевозможных экшен-эпизодах, и не не получается…
Мешок у Годогоста совсем маленький должен быть.
И меч – совсем небольшой, иначе ему не спрятать его в плаще. Не меч, а кинжал получается. Или гладиус хотя бы. А чтобы усыпить кого то, Годогосту, похоже, приходилось прыгать, ведь нужно коснуться головы. Тоже обширная физическая подготовка напрашивается, матерого охотника-следопыта-разведчика. Ведь о том, что соплеменники Годогоста – прирожденные воины, этого в книге не припомню, может и есть где. Но в первую очередь – они кузнецы и механики, так понимаю. А уже потом – воины.
У меня все время, в течение всего изучения книги, напрашивался иной рост у Годогоста. Например, что он – переросток, акселерат среди своих, хотя бы в 155 см, как Брюс Ли, поэтому – и не кузнец вышел, а маг. Этакий, генетический выкрутас, совсем не такой, как другие его соплеменники.
Ключ Годогоста. Он висит на шее у мага и раскаляется добела. Пытаюсь представить Годогоста с ключам, раскаленным добела (это по таблице свечения металлов – более 1000 град. Цельсия), получить ожоги, загореться – это раз плюнуть. И ключ окисляться будет, покрываться спадающей окалиной и от этого – уменьшаться в размерах.
Самолет, плот через реку. Он должен быть большим, рассчитанным на переправу лошадей, плоты всегда такие были тогда, без лошадей никуда. Тогда и рукастый сом, напавший на самолет, должен быть… с автобус.
Или вот еще.
Эпизод в начале, где Илья валит первого пилигрима. Каким образом Годогост угодил под пулю (заряд дроби или картечи)? Напарник вальнутого бандита был в шоке, он смотрел на Илью, был отвлечен, дальше некуда (у него только что убили(!) матерого кореша.
Маленькому Годогосту нужно было станцевать перед вторым пилигримом чечётку, чтобы тот сделал усилие, отвлекся от Ильи и выстрелил в него. Маг должен был тихо подойти к людоеду сзади и осчастливить своим гладиусом его почку. Нет, Годогост попер на ствол, и, несмотря на скорость и небольшой размер, него попали. Неудачный эпизод!
В общем, моя визуализация набила шишек.
8. Недосказанность легенд персонажей и некоторых событий.
Куда идет Годогост? И зачем? Чьё задание он выполняет? Его легенда мне неясна. Проявляет инициативу? На основании какой информации, мотивов, событий? Какие цели он преследует? Он ведь не в центре событий. Креслав – он в центре событий.
Фродо был в центре событий.
Когда не прорисованы задние планы, меня это просто убивает меня, как читателя.
Сыроземская крепость. Каков статус крепости? Она охраняет границу? Допустим. Если к ней идет обоз с оружием и идет он с той стороны, откуда идут и ГГ, значит обоз идет из какого то административного центра. А откуда идет обоз? Каков статус столицы государства? А вдруг и столицы уже не существует?
Покойники и степняки.
Сыроземская крепость.
Снова покойники и степняки. Такое ощущение, что стране то – конец, ведь непонятно где территория княжества, где его границы.
Или вот еще: Креслав видит в своем всевидящем глазе трех ГГ, как они пользуются порталом, и ему кажется, что это решит его проблему с перемещением.
Каким образом решит?
1. Порталы работают стихийно, Годогост НЕ управляет ими.
2. Креславу никуда без своей башни.
3. Каким образом Креславу будут на пользу перемещения через порталы, до которых нужно идти? Креслав может модернизировать ключ?
Вот на мой взгляд, попытка наладить смысловую нить между Креславом и ГГ, сделать их оппонентами таким способом – неудачна.
Здесь, как раз и мог бы помочь могущественный «серо-кардинальный» протагонист. Помогая ГГ, дав им что-то, представляющее угрозу Креславу, и именно это могло бы привлечь внимание Кощея к Годогосту, Илье и Ясмине. И тот, почувствовав …возмущения в силе, мог именно поэтому обратить на их внимание.
Или ещё. Убийцы, которые пришли за Креславом. От кого и почему? Кто их оправил? Светлый маг Акамир? КСТАТИ, была бы интересная ситуация, если бы действительно за головой Креслава убийц послал сам Акамир, и были бы это не банальные моряки, подрабатывающие выпусканием кишок, а… светлые маги.
Бой между магами (именно магами) – это здорово. Сам я мало встречал таких боевок. Вот он, экзамен для Креслава, его упырей и его башни.
Один Креслав, против своры из трех десятков матерых учеников Акамира, что может быть круче. И причины понятны: Акамир вычислил своего бывшего ученика и пытается убить его, уравновешивая баланс сил в мире.
А арбалетный болт и очередной корабль, так болтом и кораблем больше или меньше. Нож, болт, меч против мага, вполне реально, но банально.
9. Расточительное отношение к интересным сюжетам и ярким персонажам
Мой любимый эпизод в книге – Сыроземская крепость. Описание городничего, дружинников, города. Так мне зашло. У тебя талант в таких описаниях, Дима.
Но дальше, дальше ты просто скармливаешь всех их зомби Креслава!
Что у них там, пороховой склад что ли рванул? Как зомби взяли крепость? Ты же упоминал про матерый горнизон. Из сюжета с городничим можно было бы сделать великолепный сюжет, к примеру:
Ты – лазутчик?
Твоя девка – степнячка?
А если я тебя своей службе безопасности отдам? Колись, гном!
Пожар! Все на стены, степняки! –
Ты должен нам помочь, маг! Помоги! Или как-то иначе…
На мой взгляд, крепость можно было НЕ ЖЕЧЬ. В книге и так полно мертвецов и умножающих их количеств – пилигримов, тварей, степняков.
Про бабу Ягу уже говорил. Я бы ни за что не отдал бы так просто эту яркую бестию Ясмине. Яга, ее образ (из сказок помню) – слишком он умен и многогранен, чтобы просто опаивать и жрать случайных путников. А может, ты Ясмину в Яги готовишь? Жалко девчонку, но на все воля Автора.
Ясмина… Единственное маленькое, светлое и доброе. Все – в прошлом, и все – без толку. Кому то это зайдёт, но не мне.
10. Совпадения
А может, это и несовпадения вовсе. Возможно, эти закономерности не случайны. Но я бы их всячески избегал.
Примеры.
Илья и Ясмины, оба – жертвы сексуального насилия. Вот ведь, блин…
Илья и Креслав сделали первые лишения жизни ближних своих ножами и по самую рукоятку. Я когда услышал это в эпизоде в Креславом в цирке, мне показалось, что ослышался. Опять ножом?! И по самую рукоятку?! Ну Ди-и-и-има-а-а-а!
А Акамир? Прости, Дим, но, похоже, Акамир не светлый маг. Он – капризный маг, ибо в свое время дал пинка под зад сперва Годогосту, а потом и Креславу. Магическая сила Акамира – в капризе.
Ладно, Дамблдор тоже начал всю эту историю в Воландемортом, Поттер был на подхвате. :-)
…А стоит вспомнить кошку или ворона, так сразу в эпизоде мертвый ребенок. Мдас-с-с…
***
Ну ладно, на этом закругляюсь, было интересно, в чем то – захватывающе, в чем-то – возмутительно. :-)
От себя еще добавлю, что сюжет, наверное, это самое главное. А проработанный, выдержанный сюжет – это круто. Сюжет состоит из десятков, сотен эпизодов, диалогов, экскурсов и мелочей, а если каждая эта единица продумана, представлена автором в своей голове, то читателям становится проще представить их потом в своих головах. В этом уверен.
Ну, а дисбалансы, темных сил, чернухи и пр., каннибализм и мертвые дети добавляют книге какой-то… тёмной махровости, но не добавляют оригинальности.
Излагаешь ты замечательно, мне нравится. А сознательное или даже несознательное шлифование сюжета – это приходит со временем само, с написанием очередной книги.
И уже точу зуб на следующую книгу. :-)
Отзывы
6