Объем 210 страниц
1982 год
Малый не промах
Начислим
+8
Покупайте книги и получайте бонусы в Литрес, Читай-городе и Буквоеде.
Участвовать в бонусной программеО книге
«Поздний» Воннегут – во всей безжалостной жестокости его острого таланта.
Странная история Руди Вальца – скромного фармацевта и незадачливого драматурга, снова и снова ищущего ответы на два вопроса.
Как случилось, что много лет назад он, совсем еще ребенок, совершил убийство? И почему именно он, до сих пор терзаемый чувством вины, оказался одним из немногих уцелевших во время катастрофы, которая унесла тысячи жизней? Чувство вины личной перетекает для него в чувство вины «глобальной», общечеловеческой. И девиз его – никого не любить, никому не верить, ни во что не вмешиваться – обретает совершенно новый, философский смысл…
В формате a4.pdf сохранен издательский макет книги.
Всем, пока еще не рожденным, всем невинным, ничего не ведающим комочкам аморфного небытия: берегитесь жизни!
Помню, мне как-то один мой приятель сказал – «Почитай Воннегута, и многое поймешь в жизни». На такие советы раньше я реагировал скептической улыбкой – «мол, понимать тут особо нечего, жизнь есть жизнь, обыкновенная бессмысленная полоса с препятствиями». Но Воннегута я все-таки прочитал и с тех пор горячо люблю этого писателя, продолжая по сей день перечитывать его романы.
Воннегут мне напоминает умудренного опытом деда, к которому приезжаешь раз в полгода, чтобы его навестить, а он усаживает тебя на кухне, наливает чаю или чего покрепче, и с грустью в глазах, перескакивая с одной темы на другую, начинает рассказывать истории из своей жизни. На этот раз Воннегут поведал мне историю о Руди Вальце, человеке, совершившем когда-то двойное убийство, за что в родном городе его прозвали «малый не промах». Это злодеяние он совершил, конечно же, не умышленно, но, тем не менее, это никоим образом не снимает с него ответственности за случившееся.
Вообще, ключевым словом, которое сшивает этот роман в единое целое, является слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В последние десятилетия мы все чаще стали его забывать и заменять на такие слова, как – несчастный случай, наплевательство, халатность, случайность, непреднамеренность и т.д. И мы все чаще ссылаемся на них, когда речь идет о чудовищных поступках, совершаемых как отдельно взятым человеком, так и большой группой людей, именуемой правительством. Так и в романе «Малый не промах» рассказывается о двух страшных событиях – это убийство, пусть и случайное, беременной женщины и взрыв, пусть и ставший следствием несчастного случая, нейтронной бомбы, который разрушил целый город и привел к гибели всего его населения. Писатель с помощью этих двух примеров пытается продемонстрировать к чему может привести безответственность. С одной стороны безответственность родителей несовершеннолетнего Руди Вальца, которому было разрешено брать в руки оружие, несмотря на то, что ему на тот момент было всего лишь двенадцать лет, с другой стороны безответственность правительства, которое допустило перевозку оружия массового поражения вблизи населенного пункта. Руди Вальц говорит - «раз я никуда не целился, значит, я ни во что не попал». Но факт остается фактом – беременная женщина мертва, а Руди живет с этим грузом всю жизнь и до конца своих дней носит в себе чувство вины. Ну а правительство, уничтожившее целый город, никакого чувства вины не испытывает, наоборот, находит в этом инциденте позитивные стороны и следует избитому выражению – «что не делается, то к лучшему». В общем, книга заставляет задуматься о многом.
Писатель через призму изображенных в романе событий пытается донести до нас, что если мы будем продолжать в том же духе, - производить в огромном количестве оружие и использовать его направо и налево, продолжать уничтожать себя и себе подобных, - то наши дни на этой планете сочтены, да и самой планете остается только замереть в тревожном ожидании надвигающейся катастрофы. Воннегут на страницах этого романа кричит – «РАЗОРУЖАЙТЕСЬ». Но услышим ли мы его призыв, пока в нас еще живет, пустив корни в самое нутро, чувство безответственности, пока мы продолжаем перекладывать друг на друга вину за все происходящее вокруг.
«Смотровой глазок» Курта Воннегута закрылся в 2007 году, но его книги продолжают укоризненно на нас смотреть, ожидая, что мы поймем наконец, что ответственность за наши поступки и поступки других людей лежит лишь на наших плечах, что только мы сами виноваты в том, что происходит в нашей жизни. Читайте Воннегута и делайте правильные выводы.
jonny_c Прекрасный отзыв! Добавлю к нему цитату из романа. "Хорошо бы выбить на мраморе над входом в здание ООН и в зданиях всех парламентов малых и больших государств: ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ ИСТОРИИ ЗА ПОРОГОМ."
Каково?
Если б мишки были пчёлами, То они бы ни по чём Никогда и не подумали: - Будь ты проклят Горбачёв! (только в контексте Воннегута - не Горбачёв, а Ричард Никсон)
читая Воннегута в хронологическом порядке, я всё больше наблюдаю его явный отказ от той килгортраутности, что присутствовала в его ранних романах - интересно, что ждёт меня в «Малый не промах» - так написал я в прошлой рецензии на «Рецидивиста» - роман, который оказался для меня самым интересным из всего творчества Воннегута, что я пока прочёл. «Малый не промах» же оказался слабее, чем «Рецидивист», но тесно связанным с предыдущими произведениями Воннегута текстом, дополняя и расширяя вселенную, в которой происходят события его романов, поэтому от чтения я получил огромное удовольствие. В книге нет новых, не высказанных прежде автором идей, но зато в ней есть детали, которые лучше раскрывают как и предыдущие произведения, так и всё идейное кредо Воннегута в целом. Звучит оно так: "вокруг нас и в нас самих же творится полная жопа", и с каждым последующей новой книгой я наблюдаю чёткую трансформацию юмора Воннегута (ту самую килгортраутность, о которой я писал прежде) в сторону плохо скрываемой автором (точнее - почти не скрываемой) злости, апатии и не скрываемого разочарования, подтверждая мои слова о вымученной и насквозь лицемерной улыбке "добряков", которых Воннегут представляет в новом образе: образе "нейтро" - людей, не испытывающих полового влечения к кому бы то ни было и при этом комфортно себя ощущающих. В "Малый не промах" Воннегут изображает "клиническую картину" и "историю болезни" нескольких людей, пришедших к образу жизни людей, застрявших в своём прошлом и утративших "здоровое" когнитивное мышление (почему в кавычках - потому что сами "больные" считают, что они здоровы, при этом Воннегут постоянно провоцирует читателя невысказанным им вслух вопросом "а судьи кто?", что является ярчайшим признаком того, что мы читаем постмодернистское сочинение - Воннегут самый яркий представитель литераторов-постмодернистов в плане подмены понятий и деконструкции "нормальности" [прям по заветам ], переворачивающий всё «сверху вниз»).
Сюжет имеет в себе фантастику, пересекающуюся с обычной, бытовой жизнью. Как минимум тут их две:
1. Главный герой в детстве, находясь на башне и случайно выстрелив из ружья, убивает беременную женщину, находящуюся в доме и занимающуюся уборкой. Это событие наложило отпечаток на всю последующую жизнь главного героя - пережив после него презрение общественности, а главное - ночь в полицейском участке, когда полицейские бросили его в клетку, а затем ночью привели мужа убитой с той мыслью и потакая тому, чтобы он поступил с мальцом так, как захочет ("мы ничего не видим"), он будто останавливается в развитии в этой точке времени, словно герой книги Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» , только не в физическом плане, а в своей поведенческой модели, называя самого себя и людей, живущих похожей жизнью, "нейтро" - то есть нейтральными - "никакими".
Главная тема "Малый не промах", конечно, это не пацифистский взгляд Воннегута на оружие и наркотики (на пагубном влиянии которых на близких главному герою людей рассказчиком ставится акцент), а раскрытие образа людей, добровольно застрявших в своём прошлом и, как сказал бы Егор Летов - "растущих вовнутрь земли" людей. И самым ярким и сильным образом для меня является образ отца главного героя, который добровольно теряет всю свою жизнь на поддержание собственной иллюзии о том, что он является художником, и переживающий комплекс вины после того, как один из друзей его юношества, с которым он вместе рисовал картины - Адольф Гитлер его звали, становится тем, кем мы его знаем. Проблема в том, что отец главного героя долгое время поддерживал своего старого друга и даже лично, со своей семьёй, однажды отправился в Берлин его поддержать (это было до начала Второй Мировой войны), а после, дома в Америке, водрузивший немецкую свастику на крыше своего дома. Уже после начала войны он отрёкся от своей дружбы с Гитлером, но сам же взрастил в себе комплекс вины и культивировал его (Воннегут сильно и жестоко, совсем не по-килгортраутному раскрывает в апофиозе этот образ - образ человека, который боясь, что в глазах окружающих он будет опозорен, чуть не подставляет свою жизнь и жизнь своего сына). Удивительно, как иногда пересекаются книги между собой. Начал читать недавно «Землю» Михаила Елизарова - и там ровно тот же самый отец главного героя, который боится "опозориться", быть посрамленным окружающими людьми, что расширяет картину всеобщей интертекстуальности всех художественных сочинений между собой.
2. Происходит взрыв нейтронной бомбы, стирающей родной город главного героя с лица земли, но не его прошлое, от которого он сам же не старается отвернуться, добровольно неся десятки лет тот груз вины, который сам же себе взвалил на плечи. И снова Воннегут раскрывает и атакует в своём труде добряков-конформистов, но только в этот раз главный герой сам открыто говорит о том, что ему в его болоте нравится, ему комфортно в нём находится (и не только ему, ведь проблема раскрывается несколькими схожими образами жизнями других героев: мамой главного героя, его старшим братом и покончившей жизнью женой Двейна Гувера - главного героя «Завтрака для чемпионов» , которая вместе со своим мужем вновь появляются, но уже на страницах «Малый не промах»).
Я думаю, что творчество Воннегута (не всё, а то, что явно находится в одной плоскости и пересекается между собой даже героями; про сборники рассказов мне пока нечего сказать, потому что я до них ещё не дошёл) можно рассматривать как одно большое сочинение, и если их все соединить в одну книгу, перемешав её части между собой, то получилась бы книга, схожая с «Бесконечной шуткой» по своему общему гнетущему, пессимистическому настроению, но одновременно с порой добрым, иногда злым сарказмом-юмором. Завершаю свою рецензию, меня ждут «Галапагосы» , «Синяя Борода» и другие, оставшиеся непрочитанные мною сочинения Воннегута, а там уж может более подробно поговорим.
OST: "Flying Lotus - Cosmogramma (2010)"
Господи, как же я люблю Воннегута! За неповторимы слог. За неповторимы стеб. За простоту и глубину. Это тот случай, когда неважно "о чем", а важно "как". У его книг свой особенный ритм, стиль и мелодия. Они такие четкие, что каждое слово попадает точно в цель. Мне показалось "Фокус-покус" и "Малый не промах" на одной волне. Очень классно!
Моя первая книга Воннегута. Найденная на даче в коробках со старыми журналами. Это совершенно не канонический Воннегут, не совсем характерный для него слог. Именно эта книга заставила меня полюбить Воннегута, но сейчас, когда к его творчеству уже давно остыла вовсе, именно ее не прочь перечитать. Не самая известная и не самая идейная, она очень хороша.
Роман можно воспринимать в качестве социального или психологического исследования, примером глубокого самоанализа. Как круто может измениться линия жизни в результате одного непродуманного, спонтанного поступка. Как этот поступок меняет судьбы не только того, кто его совершил, но и окружающих. Его может совершить, как отдельный человек, так и страна. Только последней за это ничего не будет. По крайней мере, не сразу. Книга может помочь лучше понять американцев. Их жизнь, их психологию, да и историю, о которых мы больше знаем из рекламных, глянцевых роликов. У Воннегута это полная проблем жизнь с момента открытия «смотрового глазка», до его закрытия. Жизнь, активно развивающаяся от рождения до своего кульминационного момента, затем резко переходящая к застойному эпилогу. И, как не печально, длительность первого этапа зачастую гораздо короче второго.
– А что сделал Одиссей, чтобы безнаказанно проплыть мимо сирен? – спросил отец. – Забыл, – сказал я. – Он сделал то, что я советую и тебе делать каждый раз, когда кто-нибудь скажет, что у тебя есть какой-то талант, – сказал он. – Хотел бы я, чтобы мой отец сказал мне те слова, что я говорю тебе. – Что именно, сэр? – сказал я. – Залепи уши воском, мой мальчик, и привяжи себя к мачте, – сказал отец.
Всем, пока еще не рожденным, всем невинным, ничего не ведающим комочкам аморфного небытия: берегитесь жизни!
Вот мое главное возражение против жизни как таковой: слишком уж много самых чудовищных ошибок можно совершить, пока живешь на свете.
Отзывы, 19 отзывов19