Объем 290 страниц
1958 год
Братья и сестры
О книге
Федор Абрамов (1920–1983) родился в крестьянской семье в деревне Вёркола Архангельской области. В июне 1941 года добровольцем ушел на фронт, был ранен, пережил блокадную зиму в ленинградском госпитале. «В конце зимы сорок второго года меня, тяжелораненого фронтовика, вывезли из блокадного Ленинграда на Большую землю, – вспоминал Абрамов. – После долгих скитаний по госпиталям я наконец очутился у себя на родине – в глухих лесах Архангельской области… Много видел я в то лето людского горя и страданий. Но еще больше – мужества, выносливости и русской душевной щедрости…» На основе увиденного родились «Братья и сестры», дебютный роман Федора Абрамова. Книга вышла в свет в журнале «Нева» в 1958 году и сразу завоевала любовь читателей, а впоследствии получила продолжение в романах «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом».
Произведение тяжелое и читается оно тоже с трудом. Сломала все глаза от этого слога.
Глухой таежный край, за тысячи километров удаленного от фронта. Всех мужчин забрали на войну. Остались одни женщины, старики и дети. Нужно сеять и собирать урожай, нужно не падать духом, даже когда Похоронки приходят одна за другой.
Другая, великая, неведомого доселе размаху сила двигала людьми. Она, эта сила, поднимала с лежанок дряхлых стариков и старух, заставляла женщин от зари до зари надрываться на лугу. Она, эта сила, делала подростков мужчинами, заглушала голодный крик ребенка, и она же, эта сила, привела Анфису в партию...
Сильные, смелые – они не только на передовой. Даже находясь на краю мира, их отвага важна.
Позвольте начну издалека. Выбирая в проекте "Читаем Россию" эту книгу, я не знала о том, что она - первая из ЦИКЛА. И прочитала весь цикл запоем...а потом выяснила, что для того, чтобы, так сказать, закрыть гештальт, достаточно было одолеть всего одну часть. Вот как, а? Ладно, буду считать, что "Братья и сестры" - общее название для всех четырех томов, а отзыв напишу только про этот, один. Ибо ну очень масштабное полотно. Роман-эпопея. "Война и мир" только с нею сравнится, и то... В общем, про первый том. Читала и думала о несправедливости жизни. Этот, 2025 год, объявлен Годом Защитника Отечества. Страна празднует 80 лет Великой Победы. Но чествовать, кроме солдат, еще и тех, кого скромно называют тружениками тыла, стали у нас относительно недавно, когда этих тружеников осталось раз-два и обчелся. А ведь им было порой тяжелее, чем солдатам. Они голодали, ели кору и мох, но поставляли на фронт хлеб. Они замерзали и вдесятером сидели на одной печи, чтоб согреться, но заготавливали лес. Ютились в землянках и развалюхах, но "давали план", восстанавливая разрушенное войной хозяйство. Были нищими, забивая стонущую от голода последнюю корову, получали вместо зарплаты трудодни, которые не вдруг отоваришь зерном, но подписывались на займы (которые им, конечно, никто не думал возвращать, ведь это только мы в долгу у государства, оно нам ничего не должно). И я считаю, что надо, надо не только "я убит подо Ржевом" (новый памятник) ставить солдатам, но и тем, без кого солдат не много бы навоевал. Я так вижу этот памятник. Вот они стоят, те, кто вывез добрую половину тягот войны. Впереди женщина. На одной руке у нее маленький ребенок, в другой - топор. Она пришла с лесозаготовок. В избу, в которой тем временем замерзали дети, потому что у матери не было времени нарубить дров для себя. Рядом с нею старик, борода до пояса. У него в руках лопата и кнут). Ему в домовину бы ложиться, а он землю пашет, чтобы у солдат был хлеб. С другой стороны - подросток лет двенадцати. Он с косой - сено надо заготавливать. Рядом на земле валяются книги, в грязи - мальчишке пришлось бросить школу, потому что некому работать, ведь он старший мужчина в семье после убитого на войне отца, ему и пяти-шести-семи классов за глаза хватит. А перед ними солдат. Склонил голову. Он пришел с победой. Но без них эта победа...ничего не стоит.
Вот об этом книга. Она - своеобразный памятник тем людям. Той эпохе.
Это не книга, в которой есть привычная завязка, кульминация и развязка. Не роман с динамичным сюжетом и неожиданными поворотами. «Братья и сёстры» — скорее хроника, прямая и честная попытка зафиксировать, как жила деревня в годы войны, что чувствовали люди, оставшиеся в тылу, как они держались, теряли, любили, ждали и — просто жили. Абрамов помогает читателям взглянуть без прикрас на уклад одного среднестатистического колхоза. Повествование не стремится поразить, оно заставляет почувствовать — и этим берёт.
Читать было непросто: без выраженного сюжетного каркаса, без развлекательных элементов, книга читалась медленно. Но именно в этом ритме и заключена её сила. Автор не ускоряет события, он следует за жизнью, какая она есть. Не спешит — и ты не спешишь вместе с ним. Постепенно ты начинаешь различать голоса, судьбы, узнавать Пекашино, как если бы сам жил там с рождения. Медлительность сменяется вниманием. Ты вглядываешься в лица, вслушиваешься в диалоги, ловишь дыхание времени.
Герои Абрамова — это не собирательные образы, это живые люди с конкретными усталостями, страхами и упрямым достоинством. Они просто выживают, сохраняя в себе тёплое и человеческое, несмотря на бесконечные будни, на голод, на новости с фронта. Именно эта простая человечность и тронула. Даже в самых тяжелых обстоятельствах здесь находится место для любви, дружбы, заботы, пусть в скупых жестах и будничных словах.
Особое впечатление оставляет женская линия — сильные, несгибаемые труженицы, на чьих плечах держится всё. Их усталость, скрытая за молчанием, и их достоинство, передающееся даже в интонациях, — это, пожалуй, один из самых честных портретов советской женщины того времени. Среди них особенно выделяется Анфиса Минина, героиня негромкая, но глубокая, будто стержень этой истории.
У книги нет финала в привычном смысле. Она не завершается — она просто останавливается. Как жизнь, которая продолжается независимо от того, закрыл ты последнюю страницу или нет. Это и есть, наверное, самое сильное послание книги: настоящая история — это не то, что закончилась, а то, что идёт.
Мне книга понравилась. Несмотря на сложность восприятия, я прониклась атмосферой, ритмом, миром, в котором выживали не ради героизма, а потому что не знали, как иначе. Вспомнила, что такое настоящая советская проза — не громкая, не украшенная, но подлинная. И, пожалуй, теперь хочется читать дальше — продолжение истории, чтобы ещё немного побыть рядом с этими людьми, ещё раз услышать их голос.
Не совсем понимаю как оценить эту книгу. Я прочитала лишь первую часть, но читается она тяжело - из-за огромного количества подробностей сельской жизни, кучи диалогов, непривычного в наше время слога. Книги о войне всегда тяжёлые, даже при том, что в первой части (всего их 4) место действия - село, не касающееся напрямую боевых действий - в Пекашино всё равно приходит смерть, а именно - похоронки.
Именно из-за эмоций, которые переживал старик Ставров, Анна и её дети, эту книгу больно читать. Неоднократно автор очень наглядно показывает что было и что стало: как до войны на пожню, словно на праздник, шли мужики да нарядные девки, а ныне (во время романа) одни старики да бабы; подчёркнуто обращалось внимание на дом Старврова -крепкий и добротный, показывающий хозяйственного мужика в доме, в то время как все остальные дома за неимением хозяев уже требовали мужской руки; и т.д.
В целом, я уважаю этот труд, потому что автор явно писал свой роман долго и вдумчиво и сюжет продуман, но он мне просто не понравился. Крестьянская тематика - вот вообще не моё, а когда приправлено ещё таким тройничком, о котором я писала выше, во время войны - ну вот вообще не моё.
В общем - ставлю книге твёрдую семёрку и прилагаю цитату из неё, которую я использовала для теста чернил.
Эта книга о людях, превозмогании и невозможности остановиться, потому что иначе упадёшь. Первая книга тетралогии о семье в далёкой северной деревне в годы во время Великой Отечественной и сильно после неё, но при этом без излишнего пафоса, агитации и даже немножко с критикой происходящего (насколько она смогла просочиться в публикацию в те годы).
Дело происходит в колхозе в зоне рискованного земледелия - на Русском Севере. На бумаге есть нормативы, которые надо выполнять и перевыполнять, а на деле есть мёрзлая земля и уставшие люди, которых не хватает ни на что. Далеко-далеко идёт война, и она же - близко. Многие жители деревни на фронте, и вернутся оттуда далеко не все. В деревне остались в основном женщины, дети и старики, и каждый мало-мальски здоровый мужчина - сокровище. Войной объясняются все трудности, которые сейчас надо перетерпеть, а потом-то заживём (нет, дальше, конечно, заживём не сразу, будет труднее, но)...
Сюжет незатейлив, как в любом производственном романе - нужно сделать работу, работу сделать тяжело, а ещё вот такие люди у нас тут. Вообще от сюжета есть ощущение бесконечного надрыва и работы на пределе возможностей и некоторой безнадёги - что ни делай, станет разве что не хуже. Кто-то надеется на то, что станет лучше, кто-то уже привык и не думает об этом, но лучше не становится всё равно. Вчера, сегодня и завтра всё равно нужно превозмогать. А сколько ни превозмогай, всё равно тебе скажут, что нужно превозмогать больше, вот прямо со вчерашнего дня и нужно, вынь да положь.
Основные персонажи - семья Пряслиных, в течение тетралогии несколько поколений. Но и другие жители деревни и окрестностей весьма колоритны. О каждом автору есть что рассказать, характеры яркие и разные, и истории судеб тоже весьма разнообразны. И по каждому катком проехалась история, война или новая власть, у каждого есть своё горе и свой стержень. Наверняка у каждого есть и прототип, ведь автор писал считай с натуры. Через каждого так или иначе сквозит угрюмая боль и могучая сила воли, которая, вероятно, и помогла каждому выжить.
Читается относительно легко - язык хороший, интересный, колоритный. Описания и построения предложений погружают тебя в окружение, и легко почувствовать себя на заснеженной лесной дороге, на жарком сенокосе, на шумном рынке или собрании... Но хочется ли? Несмотря на лёгкий язык, произведение довольно тяжёлое и мрачное. Порой искра надежды пропадает в нём совсем, но потом, конечно снова появляется.
Отзывы, 13 отзывов13