Книга о том, что война, разом вспыхнув, обрушивается на всё и всех, - не ограничивается фронтом, а терзает также тыл, закрадывается в душу каждого человека, любой пичужки. Будто привязанные к родным местам, оставшиеся люди стойко сносят лишения и тяготы, бодаются с природой и работают на износ в ожидании родных, мира. Женщины, дети и старики вынуждены организовываться, управлять, командовать и работать, работать...
Помнишь, у Ленина: каждая хозяйка должна управлять государством... Слова-то эти я запомнил давно, а вот понял их как следует только теперь. Бывало, как под начало бабе попадёшь, нос воротишь. А представляешь, что бы сейчас было, если бы мы эту самую бабу двадцать лет в коренники не готовили?
И в горькой участи теплится жизнь, рождается любовь: кто от отчаяния бросается в объятия, кто по своей гульной природе, кто впервые встречает свою весну. Долг, честь, голод подминают под себя цветущие чувства. Только для развесёлой Варвары нет преград, - колоритный удался персонаж в противовес правильной степенной Анфисе. Последнюю с Лукашиным и Пряслиных выделяю главными героями романа, хотя, кажется, будто автор всех пытался сделать главными (поначалу от обилия имён была путаница). Из-за этого некоторые герои, пусть интересные, со своими судьбами, но не прописанные, акценты не проставлены.
К концу остались поднятые автором вопросы без ответа: что с учительницей Наденькой и молоком? что с Настей? что с дехретной Оленой, заявленной одной главой? (Зачем было вообще её вводить так? Если хотелось тронуть тему, есть Варвара); что там с заговором Федулова и Капитоновича? Мне думается, автору следовало проработать композицию, не разводить обильно героев, а очертить главные характеры, выделить сюжетные семьи. Роман скроен из рассказов, которые не всегда сочленны и не толкают историю, будто писались строго по плану, а не сообразно воле героев и самой истории. Хорош авторский язык с говорком, топонимикой, живописными описаниями, душевными переживаниями.
Некоторые главы напирают соцреализмом с соревнованиями и ярым патриотизмом такого вида, что выглядят ненатурально. То ли эти главы не вписываются в сюжет, то ли противоестественны природе героев, то ли мне мерещится. Хотелось читать просто хороший ладный роман, каких немало и в соцреализме. Невольно подмечались схожести с Шолоховскими героями и темами, но Абрамову удалось создать своё, особое северное.
При многих достоинствах книга для меня осталась книгой, а не ожившими людьми и судьбами. Темы подняты и осмыслены важные, чтение увлекало, слог приятный, но не хватило мне основательности, закольцованности. Возможно, автор придержал это на следующий роман.
Отзывы
5