Реклама

Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923
16+

Объем 477 страниц

2015 год

Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923

4,3
516 оценок
399 ₽
Подарите скидку 10%
Посоветуйте эту книгу и получите 39,91 ₽ с покупки её другом.

О книге

Леонид Юзефович – известный писатель, историк, автор романов “Казароза”, “Журавли и карлики”, сборника рассказов “Маяк на Хийумаа” и др., биографии барона Унгерна “Самодержец пустыни”, а также сценария фильма “Гибель империи”. “Зимняя дорога” – захватывающий рассказ о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России: героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922–1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого трагического противостояния среди якутских снегов – две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. Книга удостоена премий “Большая книга” и “Национальный бестселлер”. 2-е издание, исправленное и дополненное.
Сначала популярные

Как всегда автор грамотно изложил

Обожаю читать Юзефовича, виден кропотливый архивный труд, знание предмета. Думаю постреволюционный период – его конек! Хочется сказать автор пиши исчо! Хотелось бы и художественных произведений от Леонида поболе

Неизбывная печаль истории

Книги Юзефовича просты и прозрачны. Автор, кажется, ничего не скрывает от читателя, не оставляет ему загадок. Не играет в литературные игры. Так и в «Зимней дороге» он, вроде бы, все проговаривает до конца. Мол, и красному командиру Строду, и белому генералу Пепеляеву только кажется, что ими движет долг, дума о России и т.п., и т.п. Нет, в их случае долг только личина Рока, они обреченные фигуры на доске вечности. Их страсти иррациональны, как страсти Ахилла и Гектора, – в основе истории пульсация мифа. Ну и что? Разве этими идеями цепляет книга, или почти маргинальным сюжетом истории гражданской войны. Есть что-то еще, что не дает книгу забыть, что остается в памяти навсегда – это почти музыкальный лиризм, который ее пронизывает, личная нота автора. Щемящая. Это роман элегия, а не документальная проза. Вот такой элегический лиризм и делает Юзефовича неповторимым.

Мое мнение о книге

Очень интересное познавательное повествование о событиях Гражданской войны в Якутии, да и в целом в Сибири. Как и в книге о бароне Унгерне, мне нравится, что автор находит такое, оптимальное для меня, сочетание мемуарных воспоминаний, записей в личных дневниках и своего авторского изложения событий, переживаний.

С недавних пор я решил плотнее узнать историю Сибири и эта книга помогает мне в этом.

Эпос

Первое слово, которое приходит в голову, когда я пытаюсь как-то структурировать свои впечатления от этой книги – это «эпическая». Во все смыслах. И в прямом, и в переносном. Что-то роднит эту книжку с «Одиссеей» и «Иллиадой» в плане масштаба страстей, характеров и поворотов сюжета. Это великолепно написанная история противостояния двух героев в Якутской глуши, в финальном акте Гражданской войны, попутно борящихся с природой обстоятельствами и с собой. В далеком прошлом такие сюжеты использовали Гомер и Шекспир. В наше время это сделал Юзефович, по-другому, но, по-моему, не менее талантливо.

"…те же раны напомнят нам о красивейших,

светлейших наших днях…они возвысят

и отличат нас от тех, кто увяз в трясине жизни…"

(Н.Каландаришвили)


После длительного заплыва и барахтанья в море всякого рода психологического, эзотерическо-философского чтива, переводных книг по саморазвитию и самоменеджменту захотелось ступить на твердую почву реальной жизни, реальных событий и реальных исторических личностей.


Прочитала книгу Л.Юзефовича «Зимняя дорога», с великим удовольствием (соскучилась по такому чтению)… не спеша… стараясь «вжиться» в каждую строчку, боясь пропустить какую-то важную мысль, деталь…

Книга – плод глубоких исследований архивных данных, исторических документов, дневников участников описываемых событий. Книга о трагическом времени нашей страны, когда «все были захвачены лихорадочным кошмаром мести друг другу».


Трагическое противостояние двух одаренных полководцев, страшный поединок.... Два достойных соперника. Два благородных, образованных, одаренных человека по разные стороны баррикад, два борца за свои идеи, за Россию такой, какой они ее видели. «Мужицкий» генерал и красный командир.



С одной стороны – молодой белый генерал, правдоискатель, поэтическая натура, Анатолий Пепеляев, мучительно искавший ответы на вопросы: в чем спасение Родины? как примирить вражду русских? что сделать, чтобы улеглись волны революционного моря? Генерал, чья доблесть и честное имя вызывали уважение и у белых и у красных. Русский человек, которым двигала не жажда жестокого возмездия, корысть или тщеславие. Он "терзался, мучился в поисках правильного пути … «Не сам иду, ведет меня судьба.... Только долг – как он силен во мне!»


С другой стороны – неординарная личность, лихой и отважный командир, полный Георгиевский кавалер, герой гражданской войны, щеголь и франт, а в душе романтик, «якутский Чапаев», «жизненный эликсир», о котором по всей Якутии ходила молва – Иван Строд.


Об этом моменте гражданской войны – о трагической осаде Сасыл-Сысыы Юзефович пишет не как о борьбе противоборствующих сторон – белых и красных, не о торжестве правоты тех или других… он пишет о чести, доблести, героизме…о чувствах людей, на чью долю выпали тяготы и ужасы испытаний исторического перелома.


… Осада Сасыл-Сысыы «превратилась в поединок между ними, при этом за все ее время они друг друга ни разу не видели вблизи и никакой враждебности друг к другу не испытывали, равно как и их подчиненные.»

"…нерасторжимое, мучительное единство и тех и других… белые и красные, подобно троянцам и грекам, сошлись на этом пятачке, подвластные высшим, надмирным силам, которые через них решают спор об устройстве мира людей. Покорность общей судьбе не предполагает взаимной ненависти, и когда Пепеляев и Строд встретятся в зале суда, каждый выразит уважение другому…"


…"За какие деньги можно нанять людей переносить эти бесконечные голодовки, морозы, переходы по колено то в снегу, то в воде? Только глубокая вера в правоту нашего дела.." писал в своем дневнике Пепеляев.

"Вера рухнула… но…напрасный подвиг все равно оставался подвигом, поражение не умаляло их доблести...."


Страшно подумать – тем событиям уже минуло почти 100 лет… Давно ли мы в пионерских галстуках отмечали пламенными стихами, клятвами верности ленинским идеалам годовщины Октябрьской революции, будучи уверенными в ее правоте… а сейчас совсем иными глазами смотрим на те события… как на величайшую трагедию страны, разделившую людей, искромсавшую и судьбы человеческие и саму родину.

"Осажденные и осаждающие обречены сражаться друг с другом не потому, что друг друга ненавидят, – пишет Юзефович, – а потому, что над теми и над другими властвует даже не долг, а Рок в личине долга"… «не добро боролось со злом, а одни герои – с другими, и каждый из противников – лишь орудие высшей силы в лице „мирового капитализма“ или „мирового интернационала“, враждующих между собой…»


Книга из тех, которые НУЖНО читать. Любому поколению: и тем, в чьей памяти еще хранятся живые страницы истории революции и тем, кто историю страны познавал по другим учебникам. И тем, кто прочно стоит на твердой почве и тем, кто ищет, в чем черпать внутреннюю силу.

Оставьте отзыв

Черный флаг над тифозными бараками - типичная примета сибирского города в последние месяцы правления Колчака.

В Народном театре ставилась пьеса Леонида Андреева «Савва». Когда-то запрещенная цензурой, она входила в рекомендованный Москвой репертуар, благо главный персонаж, психопатический бунтарь, мечтал взорвать чудотворную икону в монастыре и «уничтожить все старые дома, старые города, старую литературу, старое искусство». В середине последнего акта на галерке что-то громко треснуло, но зрителе в партере не обратили на это внимания. Пьесу доиграли, тогда только пронесся слух, что кто-то наверху застрелился. Смерть стала делом настолько обыденным, что соседи самоубийцы не подняли шума, чтобы без помех досмотреть спектакль, и спокойно сидели рядом с мертвецом. Когда публика покидала зал, автора газетной заметки подслушал чью-то реплику: «Раньше бы старушки плакали, полиции уйма. Теперь — ничего. Унесли, и кончено».

Смотри смело в глаза смерти и старайся понять её, тогда она не покажется ужасной.

Напрасный подвиг все равно оставался подвигом, поражение не умаляло их доблести.

Это типичный юношеский брак, когда поначалу оба уверены, что все знают о себе и друг о друге, а потом выясняется, что каждому ещё предстояло измениться и стать новостью для другого - тем большей, чем дольше жили врозь....Дух времени сильнее личного опыта.Не сам иду - выбирает меня судьба...Как один останешься, самые мрачные мысли начинают осаждать (Пепеляев)... Каландаришвили, год назад отаравляясь в Якутию, говорил соратникам, Строду в том числе: "Возможно, в боях тело будет изранено, и эти раны напомнят о себе в облачную погоду или при смене времени года, но те де раны напомнят нам и о красивейших, светлейших наших днях. Они возвысят и отличат нас от тех, кто увяз в трясине жизни".На исходе Гражданской войны, в мире, где самый грозный враг - не противник, а мороз, красные и белые уже не питали ненависти друг к другу и постоянно предлагали друг другу сдаться. Никому не хотелось убивать таких же русских людей, как они сами. Населенная непонятным народом чужая холодная земля, за власть над которой они сражались, объединяла их равной враждебностью тем и другим."Над ними было одно небо, которое ставило их всех перед лицом вечности, и глубокий снег, как саваном, окутывал из замерзающие члены" (Адвокат Пепеляева на судебном процессе в Чите)Единение перед лицом смерти - мощный наркотик."Ты умер, и сердце твоё уж не бьётся,

Но память о жизни твоей не умрет,

И время придет, и Россия проснется,

Про жизнь твою громко расскажет народ".

("Памяти П.А. Куликовского) Пепеляев"Народ только пользовался нами во избежание разверсток, налогов и прочая, а вопрос о власти его мало интересовал". (Пепеляев)"Мы знаем, что во вселенной плавают миры, ограниченные временем и пространством. Они распадаются и умирают, но в этих равнодушных мирах, не имеющих цели ни в своем существовании, ни в гибели, некоторые их части одержимы такой страстностью, что кажется, своим движением и смертью преследуют какую-то цель"

(Кронье де Поль в сентябре 1922 года на борту "Защитника")

Описание книги

Леонид Юзефович – известный писатель, историк, автор романов “Казароза”, “Журавли и карлики”, сборника рассказов “Маяк на Хийумаа” и др., биографии барона Унгерна “Самодержец пустыни”, а также сценария фильма “Гибель империи”.

“Зимняя дорога” – захватывающий рассказ о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России: героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922–1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого трагического противостояния среди якутских снегов – две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд.

Книга удостоена премий “Большая книга” и “Национальный бестселлер”.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Читать онлайн
Книга Леонида Юзефовича «Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922–1923» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.
Возрастное ограничение:
16+
Дата выхода на Литрес:
30 сентября 2015
Последнее обновление:
2015
Объем:
477 стр. 96 иллюстраций
ISBN:
978-5-17-112310-9
Правообладатель:
Издательство АСТ
Формат скачивания:
epub, fb3, html, ios.epub, mobi, pdf, txt, zip
С этой книгой читаютДругие книги автора