Длительность книги 8 ч. 14 мин.
2025 год
Полтавская битва 27 июня 1709 года. 300 лет славы
Начислим
+6
Покупайте книги и получайте бонусы в Литрес, Читай-городе и Буквоеде.
Участвовать в бонусной программеО книге
Эта виктория была одним из величайших всемирно-исторических событий. Могущество Швеции, созданное искусственно, посредством завоеваний, было сокрушено. Исчезла завеса, скрывавшая Россию от остальной Европы, и перед изумленными народами Запада явилось новое обширное и могущественное государство, умевшее победить вождя и войско, считавшееся до сих пор непобедимым. При громе Полтавской битвы родился для Европы, для общей европейской жизни новый великий народ: при громе этой битвы родилось целое новое племя, племя славянское, нашедшее для себя достойного представителя, при помощи которого могло подняться для сильной и славной исторической жизни.
Со времен Ивана Третьего одну из ведущих ролей в государстве стали играть дворяне, к тому времени превратившиеся в многочисленное сословие, еще не допущенное к управлению государством. Дворяне, с XIII века слуги при крупных вотчинниках, землевладельцах, боярах и вольных слугах, стали первыми русскими помещиками.
Летом 1705 года корпус генерала Майделя и 22 шведских корабля начали атаку на Кронштадт и Санкт‑Петербург. Шведская морская пехота попыталась высадиться на Котлин, но была сбита русским гарнизоном. Кронштадские мортиры разогнали шведскую эскадру.
«Путь пройденный шведами от Польши до старой русской границы, был покрыт трупами убитых и умерших от голода, массу больных они оставили в попутных деревнях. Положение шведов в разоренном крае делалось все более и более тяжелым.
Московские князья хорошо запомнили завет Даниила Александровича: «На новые земли казны не жалеть!» Его самый талантливый сын получил Можайск и Коломну, купил Серпухов, Каширу, Углич, Звенигород, Кострому, Галич, Белозерск, контролировал Ростовское княжество. Ростовские бояре попытались снять «тяжелую московскую руку», но Иван Калита ввел в Ростов свою знаменитую кованную рать – «для защиты своей дочери», ранее выданной за ростовского князя.