Начислим
+4
Покупайте книги и получайте бонусы в Литрес, Читай-городе и Буквоеде.
Участвовать в бонусной программеО книге
Основанная на реальных событиях! История советского и российского каратэ.
Осенью 1977 года четверо ленинградских студентов на уборке картошки знакомятся с лаосским студентом Вангом и открывают для себя мир каратэ. Их ждет трудный путь: дружба, поиск учителя, испытания запретом каратэ в СССР, предательство и потери. Но именно братство и любовь к боевым искусствам помогут им возродиться и пронести свое дело через годы...
От заведующего редакцией альманаха фантастики Бориса Стругацкого «Полдень, XXI век» - обладателя черного пояса I-го Дана по Кобудо.
Другие версии
Отзывы, 1 отзыв1
Каратэ
Каратэ - как советская система создавала и ломала своих героев
Редкий жанр – мокьюментари...
Перед нами монументальное, почти эпическое полотно, которое в равной степени можно с успехом назвать и «каратэ-сагой», и «романом воспитания». Это не просто повесть о запретном боевом искусстве в СССР, а масштабная притча о свободе и системе ценностей, о дружбе и предательстве, а еще о том, как идея, рожденная на уборке привычной всем советским студентам и школьникам картошки, прорастает сквозь бетон государственных запретов.
Формально перед нами мокьюментари (очень редкий жанр в нашей стране) — история четырех студентов Лесотехнической академии («Лесопилки»), жизнь которых навсегда меняется после встречи с загадочным лаосским студентом Вангом, открывшим для них мир каратэ. Следует отметить тот факт, что жанровые рамки в повести весьма условны - это и спортивная драма, и социальный роман, и даже шпионский триллер, действие которого переносится из ленинградских подворотен в кабинеты КГБ и афганские кишлаки.
Автор не стремится к стилистическим изыскам. Его проза функциональна, иногда даже нарочито проста, что придает повествованию эффект документальности, сиречь - суровой хроники. Главная сила текста заключается в сюжетной плотности и в детальной, почти антропологической реконструкции эпохи. Мы видим не парадный портрет «развитого социализма», а его изнанку: коммунальные кухни - как школу дипломатии, картофельную повинность - как новый круг ада, подпольные тренировки в промерзлых залах... Каратэ в этом контексте становится не экзотическим увлечением советских юношей, а формой их духовного и физического сопротивления безликой, давящей массе государства.
Четверка главных героев — Коробков, Воронцов, Петров, Новиков — выписана как набор архетипов, знакомых по классической советской прозе о молодежи: «забитый недоросль», «аристократ-сноб», «озлобленный хулиган», «философ-ботаник». Однако по мере развития сюжета эти типажи обретают плоть и кровь, а их траектории складываются в убедительную картину того, как система перемалывает одних и заставляет других искать обходные пути для жизни и развития.
Историческая панорама, разворачивающаяся на страницах повести, впечатляет своим размахом - от «застоя» через «перестройку» к диким 90-м и, наконец, к нашему времени. Автор проводит своих героев через все ключевые точки советской и российской истории, показывая, как большая политика и смена идеологических вех ломают личные судьбы и трансформируют саму суть запретного учения. Каратэ из пути духовного самосовершенствования превращается то в инструмент спецслужб, то в рыночный товар, то в оружие гибридных войн.
Возможно, единственным слабым местом этой впечатляющей саги является ее финал, в котором повествование несколько уходит в область технологических триллеров и глобальных заговоров. Этот поворот кажется чуть менее органичным и проработанным, чем основная, «советская» часть романа, которая, без сомнения, является его смысловым и эмоциональным стержнем.
В конечном счете, «КАРАТЭ» — честная и мощная история о поколении, ищущем и находящем свои собственные пути в мире, в котором все должно было быть заранее предопределено и проконтролировано.
Эта повесть не столько о победе, сколько о достоинстве, сохраняемом вопреки всему. В этом своем качестве «КАРАТЭ», без сомнения, обязательно найдет отклик в сердце современного читателя.

