Объем 692 страницы
Адмирал Ее Величества России
О книге
Что есть величие – закономерность или случайность? Вряд ли на этот вопрос можно ответить однозначно. Но разве большинство великих судеб делает не случайный поворот? Какая-нибудь ничего не значащая встреча, мимолетная удача, без которой великий путь так бы и остался просто биографией.
И все же есть судьбы, которым путь к величию, кажется, предначертан с рождения.
Но Нахимов шел к своей славе, невзирая на подарки судьбы и ее удары. Например, когда тот же Лазарев охладел к нему и настоял на назначении на пост начальника штаба (а фактически – командующего) Черноморского флота другого, пусть и не менее достойного кандидата – Корнилова. Тогда Нахимов не просто стоически воспринял эту ситуацию, но до последней своей минуты хранил искреннее уважение к памяти Лазарева и Корнилова.
Крымская война 1853—1856 гг. была последней «благородной» войной в истории человечества, «войной джентльменов». Во-первых, потому, что враги хоть и оставались врагами, но уважали друг друга. А во-вторых – это была война «идеальных» командиров. Иерархия, звания, прошлые заслуги – все это ничего не значило для Нахимова, когда речь о шла о деле. А делом всей жизни адмирала была защита Отечества…
От юности, учебы в Морском корпусе, первых плаваний – до гениальной победы при Синопе и героической обороны Севастополя: о большом пути великого флотоводца рассказывают уникальные документы самого П. С. Нахимова. Дополняют их мемуары соратников Павла Степановича, воспоминания современников знаменитого российского адмирала, фрагменты трудов классиков военной истории – Е. В. Тарле, А. М. Зайончковского, М. И. Богдановича, А. А. Керсновского.
Нахимов был фаталистом. Он всегда знал, что придет его время. Что, даже если понадобится сражаться с превосходящим флотом противника,– он будет сражаться и победит. Знал, что именно он должен защищать Севастополь, руководить его обороной, даже не имея поначалу соответствующих на то полномочий. А когда погиб Корнилов и положение Севастополя становилось все более тяжелым, «окружающие Нахимова стали замечать в нем твердое, безмолвное решение, смысл которого был им понятен. С каждым месяцем им становилось все яснее, что этот человек не может и не хочет пережить Севастополь».
Так и вышло… В этом – высшая форма величия полководца, которую невозможно изъяснить… Перед ней можно только преклоняться…
Электронная публикация материалов жизни и деятельности П. С. Нахимова включает полный текст бумажной книги и избранную часть иллюстративного документального материала. А для истинных ценителей подарочных изданий мы предлагаем классическую книгу. Как и все издания серии «Великие полководцы» книга снабжена подробными историческими и биографическими комментариями; текст сопровождают сотни иллюстраций из российских и зарубежных периодических изданий описываемого времени, с многими из которых современный читатель познакомится впервые. Прекрасная печать, оригинальное оформление, лучшая офсетная бумага – все это делает книги подарочной серии «Великие полководцы» лучшим подарком мужчине на все случаи жизни.
Еще одна удивительная книга в моей читательской коллекции. В ней собрано все, что вы хотели знать о Нахимове, но боялись спросить: биография адмирала, воспоминания современников, его личная переписка, исторические очерки о событиях и прочее, и прочее, и прочее.
Все это сопровождается огромным количеством иллюстраций: тут есть репродукции маринистов, портреты участников событий, фото мест и зданий - все это с дополнительным кратким описанием.
Книга начинается с работы Евгения Тарле о Нахимове, где большое внимание уделено Крымской войне и обороне Севастополя. Затем идет сборник писем и документов, начиная с учебных лет и заканчивая опять же битвой за Севастополь. В конце - приложение с воспоминаниями современников.
Книга составлена очень толково. Не бойтесь, что вас просто бросят в гущу событий. Биография Нахимова рассказывается в контексте исторических событий. Например, Наваринское сражение предваряется обширным повествованием из-за чего произошел весь сыр-бор и как в числе наших союзников оказались англичане и французы.
Отдельно отмечу, что очень интересно было почитать о пребывании русских кораблей в американских колониях на западном побережье. А также встретить там фамилию того самого Резанова, который когда-то стоял у истоков русско-американской компании.
Но самое интересное - это, конечно же, личность самого Нахимова. У Тарле он получился этаким военно-морским фанатиком, для которого не существовало никакой жизни за пределами флота.
Ухтомский, начинавший службу под начальством Нахимова, передает еще: «Все ваше время и все ваши средства должны принадлежать службе, – ораторствовал Павел Степанович. – Например, зачем мичману жалованье? Разве только затем, чтобы лучше выкрасить и отделать вверенную ему шлюпку или при удачной шлюпочной гонке дать гребцам по чарке водки, – иначе офицер от праздности или будет пьянствовать, или станет картежником, или будет развратничать, а ежели вы и от натуры ленивы, сибариты, то лучше выходите в отставку». Тратя все свое адмиральское жалованье не на себя, а на корабль и на матросов, Нахимов искренне не понимал, почему бы и мичману не делать того же.
Или вот еще:
Нахимов просто отказывался понять, что у морского офицера может быть еще какой-нибудь интерес, кроме службы. Он говорил, что необходимо, чтобы матросы и офицеры постоянно были заняты, что праздность на судне не допускается, что ежели на корабле работы идут хорошо, то нужно придумывать новые… Офицеры тоже должны быть постоянно заняты. Есть свободное время – пусть занимаются с матросами обучением грамоте или пишут за них письма на родину.
Так что первое мое впечатление о знаменитом флотоводце было двоякое: с одной стороны, такие люди - опора страны, с другой - ну не хотела бы я работать поде его началом. "Забыл влюбиться, забыл жениться" (с) Поэтому было очень приятно и удивительно обнаружить его в личной переписке человеком нежным, ранимым и местами даже юморным. А с какой нежностью он пишет своему брату о маленькой племяннице... А еще, оказывается, наш суровый адмирал все же чуть не влюбился. Кем была эта незнакомка - история умалчивает. Но факт остается фактом ))
Таким образом протекал почти каждый день, не выключая и праздников, а ежели и находилось несколько свободных минут, то они посвящаемы были дружбе и любви присутствующих. Дружбе Константина Васильевича, а любви, как бы ты думал к кому… Едва смею выговорить, к… Да, любезный Миша, если б я несколько более имел времени видеться с ней, тогда прощай твой бедный Павел без сердца и головы. Куда бы был тогда он годен?
Также я нашла объяснение некоторому фатализму Нахимова. Ему действительно постоянно везло в бою. Он - в самом пекле, рядом - убитые и раненые, а у него ни царапины. И даже потом, в Севастополе, судьба долго щадила его.
Книгу крайне рекомендую к прочтению всем, кто увлекается историей и хочет ближе познакомиться с личностью адмирала Нахимова. Издание просто великолепное ))
Отзывы, 1 отзыв1