Если вы не читали роман и не смотрели одноименный фильм, в "Остатке дня" Кадзуо Исигуро ведет рассказ от лица типичного английского дворецкого, вспоминающего свою жизнь, размышляющего на темы человеческого величия и достоинства, производящего некий моральный переучет на закате жизни.
Стивенс, стареющий дворецкий из Дарлингтон-Холла, всю жизнь выполнял свою работу самоотверженно, безжалостно подавляя любые эмоции. Он несентиментальный, чопорный, идущий по работе и по жизни методично-размеренно, как робот. Со стороны кажется, что он сдержан до холодности и лишен многих эмоций, включая чувство юмора.
Он так растворился в беспрекословном уважении к хозяевам и неуместной потребности подавлять все эмоции, что практически избавился от всякого чувства идентичности, тщательно создав безликий имидж, который обманывает даже его самого.
И как бы подчеркивая отсутствие личностного начала в своем герое, Исигуро называет Стивенса только по фамилии, без имени собственного. Стивенс жертвует всем ради служения господам, ради сохранения чувства собственного достоинства (в его понимании), ради шанса стать идеальным дворецким.
Все его существование крутится вокруг профессии, и в конце концов, он оказывается одиноким, не очень счастливым, но однозначно достойным памяти покойного отца, тоже бывшего дворецкого. И в один вовсе не прекрасный день до него это доходит, когда упущенное когда-то счастье на минуту заглядывает в его нынешнюю жизнь, спустя больше двух десятков лет.
И у него вдруг замирает сердце, наворачиваются слезы, и он наконец-то честен с собой до конца, возможно, впервые в жизни. А потому он набирается смелости и говорит себе: "Indeed — why should I not admit it? — in that moment, my heart was breaking".
Отзывы
450